Какими представляются иностранцы в аниме.
Для начала посмотрим, как с этим делом обстоит в мультипликации других стран.
Американская мультипликация.
Общепринято ругать американские мульты за их заштампованность. Не избежало этого недостатка и изображение иностранцев. Если и встречается в команде мультгероев какой-нибудь китаец или европеец, то для проформы. Он ничего не способен сделать без руководства главного героя-американца и легко может быть заменен на представителя другой страны. Хотя бы и русского (а какая между ними разница?) .
Советская и российская мультипликация.
Как это ни странно, но в этом направлении наша мультипликация недалеко ушла от американской. Иностранцы в наших мультфильмах представлены штампованными образами и противопоставляются отечественному главному герою. Вспомним хотя бы "братАнов-америкАнов" из "Архангельских сказов" или тевтонского долдона-рыцаря и изнеженного испанца, противопоставленных нашему умельцу, который и волков и ворон из государства выгнал, да еще и от царевой дочки отказался. "Левша" и "Мальчиш-Кибальчиш" довершают картину. Исключением, подтверждающим правило, является "Как казаки мушкетерам помогали", но тут же следует "Как казаки в футбол играли" - опять тевтонцы, выстроившиеся клином и англичане, утопающие в лондонских лужах.
Определенно, на фоне общего слабого знания заграницы и социального заказа государства, у советских детей направленно формировалось подозрительное отношение ко всему забугорному.
Европейская мультипликация.
Не избежав клише ("Астерикс"), европейский мультфильм, все же, довольно сдержан. Точен в деталях, но политкорректен. Достигается это упоминанием национальности персонажей, но практически полным отсутствием привязки к национальности черт характера. Например, в "Корто Малтез" намешаны китайцы, японцы, русские, американцы, монголы и француз, но нигде не делается акцента на особенностях национального характера.
В этом отношении аниме выглядит исключением. Японцы с азартом выводят характеры иностранцев или, по крайней мере, свое о нем представление. Главными героями аниме остаются японцы (было бы странно ожидать другого), но иностранцы, если появляются, играют вполне самостоятельные роли и очень узнаваемы.
Можно предположить, что такая ситуация определятся тем, что целевая аудитория аниме не только школьники (как в американской и советской мультипликации), но и более взрослые (20-40 лет) зрители.
Можно ли, глядя на персонажей аниме, определить отношение японцев к той или иной стране? Вероятно да, ведь массовая культура не только формирует общественное сознание, но и отражает его. Не точно, не охватывая все японское общество, без гарантий "переноса" этого отношения на конкретных иностранцев, с другими оговорками, но все же, общее отношение определить можно.
Итак, иностранцы в аниме.
В процентном отношении их немного, но из-за большого числа мультфильмов, набирается достаточно.
Беспорными лидерами по частоте упоминаний (по моим личным ощущениям) являются американцы. Затем - китайцы. Потом европейцы. По отдельности европейцы уступают китайцам, но если считать вместе итальянцев, англичан, немцев и прочих румын, то они вполне могут занять и второе место. С одним уточнением: обычно, персонажи европейцев играют вспомогательную роль. Русских немного, но они часто являются ключевыми персонажами. Замечены также индийцы. Представители других национальностей встречаются редко.
Американцы.
Благодаря тесному сотрудничеству между странами, американцы знакомы японцам не понаслышке и во многих проявлениях своего национального характера. Поэтому в изображении американцев наблюдается большое разнообразие (очевидно, разнообразие в изображении как раз и означает знание того или иного предмета). Чаще всего американцы представлены в виде тупых "бака гайдзин" - иностранная армия на своей территории еще никому не нравилась. Но нередко встречаются сильные и даже благородные персонажи ковбойского происхождения. Зачастую подчеркивается превосходство американской науки и технологии над японской, однако это преимущество сводится на нет некомпетентностью применения. Чаще всего именно на примере американцев в аниме демонстрируется столкновение культур.
Китайцы.
Соседи Японии и изображаются наиболее близко к японцам. Честно говоря, в поведении китайских героев аниме я не нахожу особых отличий от поведения японских героев. Хотя, такие отличия наверняка есть и они должны быть заметны японским зрителям. Выделяется традиционная китайская одежда. Довольно редко, но изображается (как мне показалось) некоторая хитрость китайцев (как союзников, так и противников), воспринимаемая на фоне "прямого японского характера" как заподлянство.
Европейцы.
Об их характере японским аниматорам неизвестно, практически, ничего. Поэтому, несмотря на поразительную точность в деталях, бережное обращение с логикой и хорошее знание европейской истории и культуры, характеры европейцев изображаются с помощью штампов. В аниме, где действуют лишь европейские персонажи, это заметно особенно сильно. В таких аниме, если надо показать "неправильного" европейца, то берется характер "неправильного" японца, а если нужен "правильный" европеец, то это "настоящий самурай" с добавлением пары-тройки национальных рюшечек.
Русские.
Несмотря на соседство, современная русская культура и быт японцам неизвестны. С изображением характера та же история, что и с европейцами. Русские персонажи - это или тупые агенты КГБ или "белые самураи". Однако, в последнем случае нашим соотечественникам выказывается большее, чем европейцам, уважение - видимо сказывается опыт войн 20-го века. Также видно уважение к нашей фундаментальной науке - все-таки, не смотря на огромные достижения, японская наука все еще очень узконаправлена и утилитарна.
Рискну предположить, что с развитием отношений между нашими странами, в японской анимации появятся более адекватные русские персонажи, однако им будет выказываться меньшее уважение. Вблизи мы выглядим гораздо хуже, чем издали. В этой связи вспоминается не претендующий ни на что серьезное "Labyrinth of Flames". Чтобы избавиться от шаблонов, надо сперва понять, что они есть, и начало этому процессу положено.
Индийцы.
Изображение жителей этой страны в аниме явилось для меня неожиданностью. Если в европейско-американской культуре роль непостижимого играет русский характер, то в японской анимации это почетное место занимает характер индийский. В анимации подчеркивается необычность, непонятность и алогичность выходцев из Индии. Поведение индийцев часто ставит в тупик прочих (особенно, японских) героев. Предсказать действия индийца, понять его мотивы и границы возможностей, зачастую, невозможно. Индиец для японца - ходячая загадка.
Встречаются в аниме и островитяне Тихого океана. Отношение к ним (как мне показалось) пренебрежительно-покровительственное. Примерно так же россияне относятся к жителям СНГ: "ну куда вы от нас денетесь". Кроме того, островитяне изображаются носителями некоей исконной мудрости, "детьми природы".
Если составлять карту мира, глядя аниме, то юго-западнее Афганистана на ней будет огромное белое пятно. Выходцы с Ближнего Востока, арабы и жители Африки в аниме редки настолько, что их впору заносить в Красную книгу. Персонажа в тюрбане, если очень напрячься, вспомнить можно, но какие-либо черты национального характера у него отсутствуют напрочь.
Редко, но все же применяется японскими аниматорами трюк, схожий с европейским подходом. На экране появляются некие "общечеловеки" и их поведение решается в системе общегуманитарных координат. При этом сюжет вообще не затрагивает национальных особенностей - действие легко может быть перенесено в любую другую страну.
Совершенно естественно, что общая шкала оценки иностранцев основывается на японской шкале ценностей. Заслуживающий уважения иностранец благороден или предан своему клану или хотя бы предан великой идее. Отрицательные черты характера более интернациональны. Не заслуживающий уважения иностранный персонаж второго плана ленив или некомпетентен. Отрицательный герой-иностранец является или садистом-шизофреником или потерявшим свое "я" фанатиком.
Сии глубокомысленные выводы возникли в голове после просмотра следующих мультфильмов:
3x3 Eyes
Amazing Nurse Nanako
Beyond the Clouds, the Promised Plase
Black Lagoon
Cowboy Bebop
Full Melall Panic! (и продолжения)
Gunslinger Girl
Helsing
Labyrinth of Flames
Love Hina (и продолжения)
Macross Zero
Memories
Noir
Planetes
Porco Rosso
Revolutionary Girl Utena
Spriggan
Stimboy
Trigun
Отредактировано Toropyga (2008-02-17 14:13:53)